Home News

Как составить техническое задание для типографии

06.09.2018

видео Как составить техническое задание для типографии

Требования к этикетке на товаре, правила оформления. Разработка этикеток

Обычно начинающих владельцев бизнеса никто не учит правильно заказывать полиграфию. Это как раз та сфера, в которой учиться приходится на собственных синяках и шишках. Наверняка многие из вас получали «запоротый» тираж, а типография только разводила руками: «Такое дали техзадание, такой макет».


Техническое задание - Верстка

Давайте пройдемся по основным вещам, важным для грамотного заказа полиграфии, чтобы в типографии все не схватились за голову, увидев ваш заказ, а вы не сделали того же, получив результат.

Перед любой работой, которую вы отдаете на аутсорсинг, вы должны составить техническое задание. Делаем сайт – пишем техническое задание (ТЗ), заказываем тексты – пишем ТЗ, хотим напечатать полиграфию – естественно, тоже пишем ТЗ.


Анализ верстки

Что должно в нем быть в случае с полиграфией?

1. Правильный и утвержденный оригинал-макет

Если макет делаете вы сами или ваш дизайнер, а не дизайнер типографии или агентства, вам нужно сразу получить технические требования к макету. Именно у той типографии или агентства, с которыми собираетесь работать. Техтребования устанавливаются не потому, что так хочется директору типографии. Их смысл в том, чтобы печатная машина ваш тираж напечатала правильно. И различаются техтребования у разных типографий именно потому, что машины могут быть настроены по-разному, или печатники могут уметь лучше работать с каким-то определенным типом макета. Хотя в целом требования обычно очень похожи. А клиентоориентированные типографии принимают макет практически в любом виде (кроме, пожалуй, формата .jpeg), сами переверстывают под нужный формат и высылают заказчику на согласование. Это – идеальный вариант.

Отправляя макет в типографию, не забудьте:

Распечатать его в натуральную величину и проверить, все ли хорошо читается. Шрифт, который на мониторе может казаться вам подходящим, в печати может стать слишком мелким или слишком крупным, что ничуть не лучше. Конечно, если вы печатаете огромный баннер, целиком на принтере вы его вряд ли сможете распечатать. Но сделайте хотя бы кусочек – посмотрите реальный масштаб. Проверить качество изображений. Картинка плохого качества на мониторе может смотреться хорошо, а при печати начать «пикселить». Перевести все шрифты в «кривые». Если вы сами делаете макет, то знаете, о чем я. Если макет делает дизайнер, тогда это его ответственность. Оставить отступы со всех сторон от изображения или текста и вылеты.

2. Цветность и правильная кодировка цвета

Момент первый. Ваш полиграфический материал может быть напечатан с разной цветностью: 1 цвет, 2 цвета, полноцвет (это все цвета и оттенки).

От цветности зависит стоимость печати. В один цвет печать дешевле, полноцвет – дороже. При больших тиражах это существенно. Но, конечно, полноцветная полиграфия выглядит более профессионально.

Предположим, вы печатаете листовки. С одной стороны у вас красочный каталог цветов вашей продукции, с другой – просто таблица с техническими характеристиками. Типография может предложить вам напечатать разные стороны листовки по-разному: одну сторону полноцветом, другую в два цвета. Если у вас большой тираж, то таким образом вы можете неплохо сэкономить по сравнению с двусторонней полноцветной печатью. Но если у вас на листовке есть сложные цвета, скажем, синий или оранжевый, то обязательно проговаривайте с типографией момент попадания в цвет: синий должен быть одинаково синим на обеих сторонах листовки, независимо от цветности.

Еще можно поиграть с двухцветной печатью. Например, все оттенки серого и черный могут быть напечатаны одним цветом, просто светлее или темнее. Тогда при печати в два цвета можно сделать достаточно красочный полиграфический материал с помощью использования разных оттенков и еще немного сэкономить. Оговорите такую возможность с типографией и подготовьте соответствующий макет.

Момент второй. Цвет у вас на мониторе, у вас на принтере, в вашем брендбуке и на ваших листовках могут отличаться.

Печатные машины могут попасть в нужный цвет на 100% , если вы:

дадите им номер цвета в пантонах; или если вы делаете цветопробы.

В принципе для того, чтобы у вас получилась качественная полиграфия, в ваших макетах все цвета должны быть в кодировке CMYK, и этого достаточно. Такая кодировка означает процентное соотношение в каждом оттенке 4-х основных цветов, прописывается прямо в программе, в которой вы рисуете макет.

! Если вы дали печатнику цвет в другой кодировке – есть шанс получить вместо розового, скажем, черное пятно.

Если же кодировка CMYK правильная, то розовый будет розовым. Но он может быть более розовым или менее розовым в зависимости от настроек каждой конкретной машины, а также будет к концу большого тиража чуть менее ярким, чем в начале.

Поэтому, если у вас есть какой-то сложный фирменный цвет, и вам обязательно надо, чтобы этот цвет везде был идеальным и одинаковым, то вам нужно выбрать пантон . Для этого есть специальная книжечка – пантонник. Когда вы разрабатываете фирменный стиль, вы берете этот пантонник (можно одолжить у типографии) и сразу прописываете в паспорте стандартов цвет в пантонах.

Пантон гарантирует вам точность попадания в ваш фирменный цвет, но может сделать печать дороже, просто обратите на это внимание.

Еще одна возможность получить четкие цвета – это цветопроба . Типография за отдельные деньги печатает вам кусочек вашего рекламного материала. Если цвет вам подходит, вы утверждаете цветопробу и вправе требовать от типографии 100% попадания именно в эти цвета.

3. Выбор бумаги

Бумагу надо выбрать сразу. Вам лучше получить от агентства образцы бумаги, все посмотреть и потрогать.

Хорошо, если для полиграфии для ежедневных нужд (типа визиток) у вас есть утвержденная «фирменная» бумага, чтобы все визитки были одинаковыми.

Я бы рекомендовала не очень увлекаться для полиграфии постоянного пользования фактурами бумаги, особенно редкими и оригинальными. Во-первых, нужной вам бумаги может не быть в типографии, особенно если у вас маленькие тиражи. Во-вторых, на некоторые виды фактурной бумаги плохо ложится сплошная заливка цветом, могут быть неровности при печати.

 

Что касается выбора цветной бумаги в качестве фирменной – иногда это оправданно, потому что на ней можно печатать всегда в один цвет, такие визитки и фирменные папки могут смотреться неплохо. Но, опять же, если это бумага редкого цвета, ее могут не завезти в типографию или вообще внезапно снять с производства.

Бумагу для прочей полиграфии типа буклетов и листовок выбирайте в первый раз на ощупь и в соответствии с бюджетом: бывает очень дорогая бумага, которую можно безболезненно заменить менее дорогой. Название и плотность выбранной бумаги записывайте, в следующий раз сможете обойтись без ощупывания образцов.

4. Способ печати

Для разных целей и разных объемов – разная печать.

Например:

Если вам нужно много одноцветных прайс-листов, то вам вообще не нужна печать, вам подойдет ризограф – это что-то вроде промышленного ксерокса, работающего с большими объемами. Если вам нужна тысяча листовок или вы выпускаете тираж корпоративной газеты – скорее всего, вам предложат офсетную печать . Но если вам нужно “вчера” – отказывайтесь от офсета, при этом способе долго сохнет краска. Лучше доплатите за другой способ. Если вы хотите заказать две пачки визиток, вам подойдет цифровая печать . Если хотите напечатать изображение на футболках, пакетах или кружках – шелкография вам в помощь. Если вам надо нанести надпись или картинку на ручку, ампулу или даже (ну вдруг) на куриное яйцо, вам предложат тампопечать .

И так далее. О каждом способе печати можно рассказывать достаточно подробно. Если вам это интересно, пишите в комментариях, я вернусь к этой теме в одной из следующих статей.

C одной стороны, вы можете ничего не знать о способах печати, адекватная типография сама предложит вам подходящий способ для вашей задачи. С другой стороны, вы можете встретиться с недобросовестным агентством, которое предложит вам дорогой и не самый удобный способ просто потому, что другого оборудования у них нет.

5. Тираж

Для большинства способов при печати большого тиража единица печатной продукции будет вам стоить дешевле, потому что настраивать печатную машину под ваш макет нужно один раз и на 100 копий и на 10 000 копий.

Тем не менее, увлекаться большими тиражами без потребности тоже не стоит.

Например, вы можете заказать 5 тысяч листовок с мыслью «на три года я теперь обеспечен рекламой». Но через полгода у вас может смениться номер телефона, а через полтора года вы переедете. И листовки потеряют актуальность.

Хитрые экономные рекламодатели находят и тут лазейку:

Например, если вы проводите распродажу каждый месяц, можно напечатать большую пачку листовок без указания конкретных дат. Написать не «распродажа только до 10 августа», а «распродажа до 10 числа» или «распродажа только три дня».

Если у вас в городе 3 магазина, и для всех нужны листовки, можно напечатать на листовке сразу все три адреса. Но если магазинов 50, то адресный блок займет слишком много места. Можно оставить адресный блок пустым, а каждый магазин вклеит наклейку со своим адресом. Наклейки напечатать гораздо дешевле.

6. Сроки выполнения заказа

Серьезно, если вы не указали в ТЗ срок, типография может быть очень медлительной. Когда вы поинтересуетесь, где ваши визитки, заказанные три недели назад, вам могут ответить: “А что, вы не указали срок – мы и не торопились, делали другие срочные заказы”. Конечно, такая ситуация – редкость. Но в “горячие” периоды (например, перед праздниками) ваш заказ без указания срока исполнения может оказаться в самом хвосте очереди.

7. Способ доставки, размер и порядок оплаты и прочие коммерческие условия, если они не прописаны в вашем договоре

В этот пункт углубляться не буду, просто сами проверяйте, пожалуйста, внимательно.

*

В завершение – история из личного опыта. Однажды под новый год я (в то время менеджер по маркетингу) заказывала подарочные пакеты с логотипом компании. Пакеты предназначались для вип-клиентов и стоили достаточно весомо. В назначенный срок типография вручила мне пакеты, на которых логотип был напечатан… другим цветом! Типография оказалась недобросовестная, и сначала ее представитель попытался сказать мне, что у нас неправильно разработан макет. Но я-то была уже на тот момент “продвинутая”:) У нас был правильный макет и подписанный образец пакета с нанесенным логотипом, который я и предъявила в качестве доказательства. После этого менеджер типографии попытался предложить мне взятку, чтобы я приняла бракованные пакеты: “Вашим продажникам все равно, в чем дарить, а клиентам тем более”. На что был с позором изгнан, пакеты переделали и подарили в срок. И с этой типографией, конечно, больше не работали.

Ну а вам я желаю добросовестных печатников, внимательных менеджеров и самим не зевать при заказе полиграфии.

Пожалуйста, добавляйте в комментариях, если я забыла что-нибудь важное.

Мария Губина, автор проекта «Маркетинг с азов», тренер, бизнес-консультант

Новости

rss